МУРАТОВ Павел Павлович

МУРАТОВ Павел Павлович
(19.02(3.03). 1881, Бобров Воронежской губ. -5.10.1950, поместье У айтчёрч-Хаус, графство Уотерфорд, Ирландия)
   писатель, публицист, культуролог. Окончил петербургский Институт путей сообщения (1903). Переехав в Москву, служил в библиотеке Московского ун-та помощником, затем хранителем отдела изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея. Печатался с 1906 г. в газ. "Утро России", журн. "Заря", "Старые годы", "Золотое руно", "Аполлон", "Весы" как художественный критик. По эстетическим пристрастиям М. - "классик"; от увлечения постимпрессионизмом ему передался вкус к распознаванию предвечных форм, оценка пластических возможностей фактуры, но не в отвлеченном плане, а применительно к "теплому", "живому". Главной сферой интересов М. стало итал. искусство: кн. очерков "Образы Италии" (М., 1911–1912. Т. 1–2), принесшая автору широкое признание, сделала Италию для рус. символизма мифом и перекрестком культурного смысла. Сила классического итал. искусства обусловлена, по М., синтезом античных и христианских начал, "природной латинской религией", символической активностью, не столько порожденной христианством, сколько освобожденной им и "направленной к цели". Параллельно с изучением итал. искусства у М. обостряется интерес к иконописи. Он принимает участие в организации выставки рус. старины (1913), становится одним из пионеров расчистки икон в Кремлевских соборах, предлагает принципы накопления и систематизации иконографического материала (Древнерусская живопись. М., 1914); написал 4 из 5 вып., посвященных допетровской иконописи, 6 тома изданной И. Э. Грабарем "Истории русской живописи" (М., 1913). Трактуя икону преимущественно эстетически, М. видит в ней единство зап. и вост. начал, а также проявление высшего художественного аристократизма. С нач. 1914 г. М. - редактор журн. "София", затем призывается в действующую армию. Революцию встретил в Севастополе, по возвращении в Москву избирается в президиум Комитета по охране художественных и научных сокровищ России (1918), сотрудничает в антибольшевистских журналах ("Народоправство" и др.). В 1922 г. выехал в командировку за рубеж, откуда не вернулся. Жил в Германии, с 1924 г. - в Риме, с 1927 г. - в Париже. Печатался в осн. органах эмиграции: "Последние новости", "Звено", "Воля России", "Русская мысль", "Современные записки" и др. В Германии опубликовал роман "Эгерия" (1922), во Франции трагикомедии "Приключения Дафниса и Хлои" (1926), "Мавритания" (1927). В 1924 г. изд-во Гржебина выпустило окончательную 3-томную редакцию "Образов Италии". С 1927 г. М. вошел в число сотрудников парижской газ. "Возрождение", занялся политической журналистикой. Резкое неприятие левого крыла эмиграции вызвала его неподписанная ст. "О дедушках и бабушках русской революции" (1931). Перед 2-й мировой войной М. переехал в Англию, последняя работа "Русские военные кампании 1944–1945" (1946) написана им в соавторстве с дублинским коллекционером У. Э. Алленом. М. явился воплощением "эстетизма 1910 года" (Г. В. Иванов). Он мало внимателен к религиозной проблематике, рассматривает русскую идею в контексте общезап. опыта. Революция, по его мнению, отбросила Россию в Азию. Н. Н. Берберова назвала италофильски окрашенный символизм М. "не декадентским, вечным". В цикле эссе ("Анти-искусство", 1924; "Искусство и народ", 1924; "Кинематограф", 1925) главной темой М. становится возможность преодоления кризиса культуры. Новую культурологическую ситуацию он называет "пост-Европой" и оценивает ее в плане конфликта между "человеком органическим" и "человеком механическим", искусством и "антиискусством". Корень кризиса культуры - в утрате искусством чувства "пейзажа" как связующего звена между "рукой" художника и его интеллектом. Критицизм новейших форм художнического самовыражения (экспрессионизм, сюрреализм, театр Мейерхольда) не в состоянии соответствовать душе "народного человека", приведенного в состояние варварства индустриализмом XIX в. Специализация искусства - следствие триумфа науки, или "тирана естества", к-рый форсирует силы природы, добывая энергии и скорости, делающие нереальными параметры данного человеку в его физических ощущениях мира. Уничтожение пластического ("статического") образа, или "выпадение из пейзажа", привело к торжеству в искусстве механических форм знания, неспособных внушать эстетическое наслаждение. По мнению М., ситуация "механического абсурда" парадоксальна. С позиций эстетизма "пост-Европу", памятуя о классическом искусстве, следует ненавидеть; в плане же кипения беспредметной интеллектуальности - отчасти приветствовать. Однако игра интеллекта все же аморальна: перестройка культуры на механический лад неизбежно убивает в творце "народное", ремесленническое начало, притупляет эмоциональность. Оценивая перспективу развития искусства, М. не пессимистичен: параллельно с "анти-искусст-вом" как следствием индустриализма существуют, пусть и в искаженном виде, пласты культуры, способные возродить органические формы творчества. Кинематограф, детективы общедоступны и, несмотря на значительную тривиальность и пошлость, являются вопреки всему способом удовлетворения стихийной эстетической потребности народа. Подобно Г. К. Честертону (эссе "В защиту детективной литературы", 1901), М. склонен видеть в массовой культуре (кинематографе) проявление тяги к морализму и "порядку", а также протест против автоматизма и "хаоса" цивилизации, к-рые внушает элитарное искусство.
   С о ч.: Образы Италии. М., 1994; Искусство и народ // Литература русского зарубежья: Антология. М., 1990. Т. 1, кн. 1. С. 377–390.
   Л и т.: Зайцев Б. Далекое. Вашингтон, 1965. С. 89–99; Из истории сотрудничества П. П. Муратова с издательством К. Ф. Некрасова (Публ. И. В. Вагановой) // Лица. М.; Спб., 1993. Вып. 3. С. 155–265; Толмачев В. М. Образ красоты // Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994.
   В. М. Толмачев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МУРАТОВ Павел Павлович" в других словарях:

  • Муратов, Павел Павлович — Павел Муратов Дата рождения: 19 февраля (3 марта) 1881(1881 03 03) Место рождения: Бобров, Воронежская губерния Дата смерти: 5 февраля 1950( …   Википедия

  • МУРАТОВ Павел Павлович — (1881 1950) русский писатель, литературный и художественный критик. Книги тонких, отмеченных меланхолией очерков Образы Италии (т. 1 2, 1911 12; т. 3, 1924, издан в Берлине). Переводчик У. Бекфорда, Ж. де Нерваля и др. Умер в эмиграции в Ирландии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Муратов Павел Павлович — Павел Павлович Муратов (19 февраля (3 марта) 1881, Бобров, Воронежская губерния 5 октября 1950, Уайтчёрч хаус, Уотерфорд, Ирландия)  русский писатель. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • Муратов Павел Павлович — (1881 1950), русский писатель, искусствовед. С 1922 в эмиграции. Художественно критические статьи о современной живописи, труды о русской иконописи. Эссеистскую книгу по итальянскому искусству «Образы Италии» (т. 1 2, 1911 12, т. 3, изд. 1924)… …   Энциклопедический словарь

  • Муратов, Павел Павлович — (1881 1950). Рус. прозаик, изд. и историк искусств, более известный произв. др. жанров. Род. в г. Боброве (Воронежской губ.), в 1910 х гг. издавал журн. др. рус. искусства "София". В 1922 г. выслан из России, умер в Ирландии. Во мн.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • МУРАТОВ Павел Павлович — (март 1881, Бобров Воронежской губ. 5. 02. 1950, Уотерфорд, Ирландия) писатель, публицист, культуролог. Окончил петербургский Институт путей сообщения (1903). Переехав в Москву, служил а библиотеке Московского ун та помощником, затем хранителем… …   Русская философия: словарь

  • Павел Павлович Муратов — (19 февраля (3 марта) 1881, Бобров, Воронежская губерния 5 октября 1950, Уайтчёрч хаус, Уотерфорд, Ирландия)  русский писатель. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • Муратов, Павел — Павел Павлович Муратов (19 февраля (3 марта) 1881, Бобров, Воронежская губерния 5 октября 1950, Уайтчёрч хаус, Уотерфорд, Ирландия)  русский писатель. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • Муратов Павел — Павел Павлович Муратов (19 февраля (3 марта) 1881, Бобров, Воронежская губерния 5 октября 1950, Уайтчёрч хаус, Уотерфорд, Ирландия)  русский писатель. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 …   Википедия

  • МУРАТОВ —         Павел Павлович (1881 1950) писатель, искусствовед, переводчик, издатель. Учился в кадетском корпусе, окончил Петербург, ин т путей сообщения (1903). С 1906 служил помощником библиотекаря б ки Моск. ун та, затем хранителем (до авг. 1914)… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»